Читаю споры о якобы бесполезности хорошего образования и просто жалко становится тех, кто такое пишет. Давайте определимся, что такое действительно хорошее образование? Предлагаю считать, что после хорошего вуза человек ГАРАНТИРОВАННО ЗАРАБАТЫВАЕТ МНОГО. Очень понятный критерий, легко измеримый.
Выпускники условного Гарварда через 10-20 лет зарабатывают условные 20 тысяч долларов в месяц зарплаты на наемной работе. ВСЕ. Не одному повезло с папой, а абсолютно все студенты, закончившие Гарвард, через 20 лет имеют более чем приличную зарплату.
А выпускники условного МГУ через 10-20 лет имеют зарплату пусть в среднем 3 тысячи долларов. Какое образование лучше? Очевидно, что условный Гарвард лучше условного МГУ на (20-3) х 12 = 204 тысячи долларов в год.
Готовы ли вы инвестировать условные 300 тысяч долларов, чтобы потом каждый год до пенсии (65-25=40 лет) получать с вашей инвестиции дополнительный доход 100-200 тысяч долларов? Конечно, любой согласится сделать настолько выгодную инвестицию. Даже 600 тысяч долларов посчитает быстро окупающейся отличной инвестицией. Именно поэтому умные американские родители с младенчества откладывают деньги на университет для ребёнка.
А вот теперь начинаются совершенно непонятные жителям СНГ американские реалии. В США и многих западных странах нельзя деньгами решить вопрос, чтобы твой тупой отпрыск получил диплом престижного вуза. Даже приличный школьный аттестат за деньги там не купишь.
Когда вы читаете, что в какой-то вуз СНГ приехали учиться чьи-то богатые дети, это означает только одно: они слишком тупые, чтобы поступить в приличный западный вуз. И даже у себя на родине они не сумели поступить по конкурсу, вот и пришлось папе отправлять ребеночка туда, где для поступления достаточно заплатить. Выбора не было. Слишком тупой и ленивый отпрыск.
Для поступления в условный Гарвард нужны не деньги. Там надо иметь выдающийся аттестат, иначе твои документы даже не примут на рассмотрение. И конкурс среди абитуриентов с идеальными знаниями будет 20+ человек на одно место. Просто представьте, что документы в наш вуз берут только у честных золотых медалистов, взятку не дашь, связи не помогут, конкурс 20+ человек на одно место при ЕГЭ, сданном на 99%. Ниже сдал — ты автоматически не принят, даже документы не можешь подать. Представили?
Напоминаю, приз за поступление — честная стабильная прибавка к зарплате 200 тысяч долларов в год. Выбор у американских школьников простой: либо ты всю жизнь корячишься за две копейки, либо ты усердно учишься с 9 по 12 класс школы, поступаешь в хороший вуз и всю жизнь работаешь за зарплату в 10 раз выше. Как вы думаете, ради такого приза, о котором всем известно с младенчества, есть ли у умных детей из обеспеченных американских семей мотивация хорошо и усердно учиться?
И в этот момент начинается социальное неравенство. В бедных районах плохие школы. После них поступить невозможно. Даже нормальных оценок не будет, твое заявление в условном Гарварде даже не будут рассматривать. Зато аренда жилья возле таких школ стоит дешево. Буквально два одинаковых дома на разных сторонах одной улицы могут отличаться в 2-3 раза по цене аренды или ипотеки только потому, что относятся к разным школам.
Конечно, теоретически ты можешь впихнуть ребенка в школу не по прописке. Если пожертвуешь этой школе 100+ тысяч долларов. Или знаю случай, когда у американских богатых родителей попросили пожертвовать миллион долларов за прием всех троих детей в одну престижную государственную бесплатную школу. Потому что боардинг на троих детей в этот миллион им и обойдётся.
Поэтому американские семьи вынуждены либо арендовать дорогое жильё возле школы с хорошим рейтингом, либо отправлять подростка учиться в боардинг хай скул (9-12 класс с общежитием) с отличным рейтингом.
И у них всё та же проблема: конкурс. В частные школы из ТОП-100 рейтинга американских школ платно (!!!) подают документы 1000+ детей на 100+ мест. Формально каждый год конкурс в топовые школы (с рейтингом А+, то есть все 100% выпускников поступают в топовые вузы) 7-11 человек на место.
Реально конкурс среди посторонних для школы детей намного выше: почти гарантированно примут детей и племянников тех, кто уже учился в этой школе, примут братьев и сестер тех, кто сейчас учится. Примут детей и племянников тех, кто жертвует серьезные деньги в пользу школы. Как правило, это местные богатые семьи, понимающие систему.
И снова момент, непонятный на постсоветском пространстве: это конкурс среди детей тех, кто имеет возможность платить 40-60 тысяч долларов в год все 4 года школьной учебы. Здесь нет такого, что тебя возьмут только ради твоих денег. Школе не надо брать тупых богатых детей, кто потом не поступит в условный Гарвард. У престижной частной школы есть выбор на каждое место из 7-11 самых умных и успешных в учебе детей.
Неумные и неуспешные в учебе дети идут учиться в бесплатную государственную школу по месту жительства или поступают только в частные школы с плохим рейтингом, после которых можно поступить только в непрестижный вуз и иметь зарплату не условные 20 тысяч долларов, а условные 5 тысяч. Все 40 лет трудового стажа они будут зарабатывать в несколько раз меньше, чем дети, поступившие в вуз из ТОП-20.
Если у американских родителей ребенок туповат и не особо мотивирован к учебе, никакие деньги и связи родителей ему не помогут стать студентом условного Гарварда. Там конкурс среди 20+ богатых, умных и мотивированных. Вузу не надо брать тупых с деньгами. Там все платят или находят фонд, который заплатит за умного талантливого ребенка.
Намного больше повезло иностранцам: в Америке сейчас модно давать шанс детям из разных стран. Примерно 20% мест в частных школах выделяются для детей из других стран. Причем сами понимаете, с перелетами на каникулы 4 раза в год это обучение обходится минимум в 75 тысяч долларов за один год (60 тысяч за учебу + общежитие, 2 тысячи медстраховка, 1 тысяча оформление иностранца, 1 тысяча страховка оплаты обучения, 1 тысяча за услуги прачечной, несколько мелких оплат, 4 перелета в США и обратно бизнес-классом).
То есть абсолютно все дети иностранцев из богатых семей, если семья может позволить себе заплатить 300+ тысяч долларов за обучение своего ребенка пока что не в вузе, а в школе, за 9-12 классы. Именно в такие частные боардинг школы отправляют своих детей наши или китайские олигархи и крупные чиновники, чтобы у ребенка появился шанс поступить в условный Гарвард.
В этот момент многие начинают кидать ссылками на условного украинского мальчика из богатой семьи, который сам поступил в топовый американский вуз. Да, действительно, если ребёнок супермотивирован, 4 года головы от американских учебников не поднимает, тем более если у него много внешкольных достижений типа спортивных побед, у него есть шанс поступить в приличный американский вуз.
Но только пример одного успешного ребенка, для которого сделали эту квоту, взяли учиться 1 ребенка из 40 млн населения страны — это статистическая погрешность. Подарок от добрых американцев.
А после американских школ с рейтингом А+ в условный Гарвард поступают все 100% детей. Именно поэтому умные родители готовы заплатить эти 300 тысяч долларов за школу — чтобы их ребенок гарантированно поступил не в третьесортный вуз отсталой страны, а в ТОП-20 мировых вузов.
Иностранцам повезло и с частными школами. Сейчас в США в моде «разнообразие» и считается правильным давать шанс талантливым детям из других стран. Поэтому многие частные школы отдают 20% мест не американским детям, а иностранным. Если в школе учится 500 детей, 400 из них будут американцами, а 100 детей будет из минимум 30 разных стран. Ещё раз напомню, что дети элиты тех стран, ведь обучение + перелеты обойдутся их родителям в 300 тысяч долларов минимум.
Конечно, если бы принимали только по результатам тестов, то все 100 детей-иностранцев оказались бы китайцами. Но нам снова повезло, школе надо разнообразие. Поэтому ребенок из условного Афганистана или Беларуси имеет шанс поступить с более низкими баллами тестирования, чем требуется от американских или китайских детей.
Именно из-за белорусского паспорта Кате невероятно повезло, что ее приняли в boarding high school с рейтингом А+ из ТОП-50 американских школ. С ее оценками за тестирование, если бы она была американкой, то никуда бы не поступила. Администрации школы нужно было разнообразие детей из разных стран, поэтому сделали скидку на то, что английский для нее иностранный, а баллы по математике хорошие. И сыграли роль ее победы в брейк-дансе. Как я шучу: «Они увидели, как ты бьёшься головой о пол на видео твоих соревнований, и решили тебя спасти, пока ещё хоть какие-то мозги там остались».
Насте повезло ещё больше — её приняли из-за сестры, которая этот год головы от учебников не поднимала. И это ей аванс, подарок. Будь она американской или китайской абитуриенткой, никаких шансов поступить с ее баллами за тестирование у нее не было вообще. Потому что конкурс среди богатых американцев или китайцев ученику даже лучших наших школ не выиграть. Тех же детей китайских олигархов в частную школу принимают 1-2 в год из сотни поданных китайцами заявлений, то есть среди них конкурс может быть 50-100 человек на одно место.
А для нас есть квоты, где мы конкурируем среди таких же. Но наших, подающих заявления, в % мало, меньше, чем китайцев или американцев. По квоте есть шанс поступить. Аналогично, как в СССР были квоты для национальных меньшинств, жителей деревень и так далее, а мы потом возмущались, почему такие безграмотные дети заняли место умных городских детей. Конечно, даже среди иностранцев школа не выберет ребенка не умного, но у американских и китайских детей конкурс намного выше.
Поэтому в школе, куда повезло поступить моим дочерям, за 4 года на условные 320 американцев приняли условных 80 детей из десятков стран, в основном по 1 ребенку из страны (кроме Китая). Каждый год поступает условные 100 детей на место выпускников, из них 20 иностранцы из разных стран, желательно из какой-нибудь новой, чтобы школа могла написать «у нас учатся дети из 40 разных стран», а не из 30. В школе 1 учитель на каждые 5 учеников. Рейтинг А+ означает, что все 100% детей поступают в самые престижные вузы.
И здесь уместно сравнить уровень нашего и американского образования. У нас все годы учебы в школе мои дети проходили летом курс «учебник за месяц» и весь год, не посещая уроки, знали этот предмет лучше всех в классе. Летом в Минске Катя от нечего делать без подготовки запросто поступила в престижный лицей.
А в школе США она неожиданно оказалась далеко не самой умной. Например, по физике у нее наша «четверка». Несмотря на то, что она реально головы от учебников не поднимает. Но на уровень знаний американских детей она не тянет. И это Катя не смогла поступить в школу из ТОП-10, ее школа из ТОП-50. Но если в СНГ она привыкла быть «самой умной», то в США неожиданно оказалась средненькой, несмотря на все старания.
Зачем мне это надо, прыгнуть выше головы и любой ценой оплатить 300 тысяч долларов за учебу ребенка в школе? Именно для гарантированного поступления в топовый по мировым меркам вуз. Чтобы мои дети имели стабильную зарплату больше, чем я получаю от нестабильного бизнеса, который может закончиться в любой момент. Чтобы они дружили с теми, кто закончил аналогичные вузы и имеет такой же доход. Чтобы мои внуки росли в семье, для которой Гарвард — норма, а не прыжок выше головы.
Вернусь к вопросу из начала статьи: есть ли хорошее вузовское образование в СНГ? Нет, в СНГ нет ни одного вуза, после которого все выпускники через 10-20 лет гарантированно получают зарплаты хотя бы 10 тысяч долларов в месяц. Единичные примеры эмигрантов, которые доучились или переучились в США, Канаде или Европе и работают там намного дешевле, чем выпускники Гарварда, не аргумент. На постсоветском пространстве хорошего (приносящего деньги!) образования нет.