Как я на это решилась
Домашнее обучение позволяет ребенку больше времени играть на свежем воздухе
Воспитание детей
Просмотров: 3826

Воспитание детей: советы психолога Ольги Юрковской

Почему я не люблю современную бесплатную школу? Да потому, что людей, довольных предлагаемым государством образованием, я не встречала даже среди фанатов школьного обучения детей. Раньше, во времена нашей учебы, не было столько претензий к программе и методикам преподавания, как сейчас. Но при этом пойти «против системы» людям очень сложно. «Как ты на это решилась?» — первый вопрос, который мне задают знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.

Почему мы выбрали домашнее образование и не пожалели об этом

Дело в том, что я изначально имела совсем другой опыт. Сейчас уже понимаю, что мне тогда очень повезло, и, возможно, наличие этого опыта сыграло окончательную роль в моем выборе. Дело в том, что когда я училась еще в 5-м классе, то занималась шахматами вместе с другими ребятами. И родителям предложили перевести детей учиться в спортивное училище. У нас был хороший тренер, который набирал себе группу из тех, кто уже имел какие-то успехи. Чтобы мы смогли заниматься шахматами более серьезно, нам предоставили возможность из своих школ перейти в Республиканское училище олимпийского резерва.

Большинство родителей, разумеется, отказалось — понятно, мол, никакой учебы в этом училище не может быть по определению. Мои родители противне были, и с 6-го класса я фактически училась по очно-заочной системе, которая сейчас называется индивидуальным планом обучения. А тогда несколько сотен учеников данного спортивного училища занимались по такому принципу.

Необязательных школьных предметов у нас не было — физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные, но без домашних заданий, потому что и я, и большинство детей постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики — сотни и даже тысячи детей — школу практически не посещали. То есть многие приезжали на три дня в четверти, за это время сдавали задания и все контрольные, а затем снова уезжали на соревнования или сборы. Таким образом, больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, а когда появлялись, нам надо было не на текущие уроки ходить, а искать учителей и сдавать задолженности по пропущенным урокам. И такое обучение у меня было с 6-го класса до выпускного. Таким образом, школьных знаний, как таковых, ни у кого из моих одноклассников не было и быть не могло.

Но интересно вот еще что: когда из-за травмы позвоночника мою одноклассницу отчислили из секции, и она пошла в обычную общеобразовательную школу, то в классе, в который девочка попала, она получила восемь годовых двоек, имея твердую четверку в нашем училище. Вот такая была разница между знаниями детей из обычных школ и спортивного училища. Соответственно эта девочка два последних класса училась дома, и для получения аттестата сдала экзамены экстерном.

Спортивные дети без школы не пропали

Сколько делалось мрачных прогнозов относительно нашего будущего. Говорили наперебой, что толк из нас не выйдет, поскольку мы все «тупые спортсмены», ничего не знающие, ничему в не научившиеся. Но в институты мы все поступили — по спортнабору, разумеется. Вопрос, как попасть в вуз, как таковой, ни перед кем не стоял. Выбор был широчайший — высшим учебным заведениям спортсмены нужны, потому что им надо выигрывать различные межвузовские соревнования.

Высшее образование получили все. То есть никуда не поступивших детей из нашего училища было намного меньше, чем из обычных школ. Не шли в институты только те, кто не хотел дальше учиться, так как брали нас не только в Институт физкультуры, но и в любой приличный вуз, включая и Белорусский государственный университет.

Многие даже получили образование в приличных американских университетах — их брали по спортнабору выступать за команды американских вузов. То есть с получением дипломов у спортсменов никаких проблем не было: знаний — ноль, но высшее образование — всегда пожалуйста.

Что стало с теми, кто отказался от стандартного школьного обучения

С момента окончания школы прошло более 20 лет, и я периодически встречаюсь и общаюсь со своими бывшими одноклассниками, а также с теми, кто учился в параллельных классах, был старше или младше, наблюдаю, что у них в жизни происходит. И, знаете, самое удивительное то, что среди них нет ни одного человека, который бы работал на заводе, или, скажем, был бюджетником на небольшой зарплате. Каждый либо имеет собственный бизнес, либо является руководителем. А если это девушки — то, как правило, неплохое замужество и необременительная работа, либо индивидуальное предпринимательство. При этом вполне обеспеченная семья, благополучные детки — все по большому счету хорошо. Людей, которые не состоялись в этой жизни, — единицы. Большинство, по социальным меркам, живут достойно.

Спортсмены, которых многие считают недалекими людьми, оказались состоявшимися и успешными, как например мои бывшие одноклассники и однокурсники. Проблем из-за того, что школа прошла мимо них, а они — мимо школы, у них так и не возникло. В свое время их родители боялись, что, выбрав спорт, дети окажутся малообразованными и будут испытывать трудности во взрослой жизни. Как выяснилось, отсутствие школьных знаний никак не сказалось на успешной жизни, хотя многие бывшие спортсмены в своей работе или бизнесе никак не связаны со спортом.

Потом, когда я стала старше, познакомилась с уже взрослыми людьми, родители которых даже в советские времена ухитрялись сделать так, чтобы ребенок не ходил в школу. К примеру, они брали справку, что их чадо занимается спортом, и это было достаточным поводом, чтобы просто изредка сдавать экзамены и не посещать школу. Впоследствии все эти мои знакомые стали успешными и гармоничными, получили высшее образование, обзавелись семьями. Продвигаются в карьере или бизнесе. И каждый из них является достойным примером того, что вполне успешная взрослая жизнь возможна и без школьного образования.

Домашнее образование моих детей: опыт многодетной мамы

Когда у меня появились собственные дети, я начала задумываться об их образовании. Стала анализировать своих знакомых и выяснила, что те, кто предпочел закончить хорошую гимназию и поступить в престижный вуз, в итоге зачастую оказываются в бюджетной сфере с небольшой зарплатой. Все время жалуются, что денег нет, хотя во время учебы в гимназии и вузе были явно более образованными и умными.

Я заметила, что какие-то вещи из школьной программы (которые я должна была непременно знать) не попали в сферу моих интересов, но этот пробел никак не сказывается на том, как я работаю и взаимодействую с людьми, как строю семью и зарабатываю деньги. Сейчас с интересом читаю детские учебники и узнаю что-то новое — то, что прошло мимо меня, когда я училась, точнее не училась, а числилась, если уж совсем честно.

Я в школе не занималась, но моим родителям (когда я уже была в предпоследнем классе) пришла в голову гениальная мысль, что ребенок должен поступить на прикладную математику. А я родителей любила, и не сумела им отказать в том, чтобы подготовиться к поступлению. Денег на репетиторов не было, и я пошла на подготовительные курсы при БГУ, занятия два раза в неделю — один раз физика, второй математика, по 35 занятий каждым предметом в течение учебного года. Занималась по три часа вечером, группа была несколько десятков человек в огромной аудитории.

Преподавали педагоги университета — очень увлеченные своим делом люди, совсем не похожие на школьных учителей. Они использовали другие методики обучения, даже не напоминавшие школьные уроки. И я за эти 100+100 часов выучила как физику, так и математику в достаточном для поступления объеме. А потом достала калькулятор и посчитала, сколько часов детей в школе учили этим предметам, но так и не научили.

Выяснилось, что 100 часов обучения, полученных на курсах при БГУ, эквивалентны знаниям после тысячи часов обычных уроков в школе. Но учиться на курсах нам всем было действительно интересно, даже азарт был и никто не хотел прогуливать. Думаю, индивидуально с репетитором мне бы понравилось заниматься еще больше.

Поэтому родители и нанимают репетиторов, чтобы не только нормально подготовить своих детей к поступлению, но и научить любить предмет. А потом я подумала, что школьникам сразу нужно пойти на такие подготовительные курсы еще в шестом классе, а сэкономленные девятьсот часов можно бегать, прыгать, плавать, танцевать, играть на свежем воздухе, читать книги, заниматься чем-то другим, но не тратить зря столько времени на уроки.

Школа — совершенно не главное

Когда я поступала на экономический факультет, то сделала это по настоянию родителей, как и многие в 17 лет. Училась в вузе и параллельно занималась бизнесом. Поняв, что для ведения бизнеса мне не хватает юридических знаний, получила второе образование (уже по собственному выбору) — юридическое, в БГУ. Третье мое образование — психолог и преподаватель психологии. Потом четвертое — «Коучинг и лидерство» в Высшей школе психологии в Москве. К этому времени я уже консультировала бизнесменов, и следующее, пятое образование получала в Плехановке, в Школе консультантов по управлению, тоже в Москве. Соответственно шестое — это бизнес-образование, магистерская степень МВА.

Вот и выходит, что из-за того, что в моем детстве школы как таковой не было, познавательная активность и любопытство у меня сохранились. И, будучи взрослой, я с огромным удовольствием многим интересуюсь. Получила несколько высших образований, перечитала сотни книг увлекательной деловой и психологической литературы — легко, спокойно, с удовольствием. Не в пример моим ровесникам, которых даже на второе образование с трудом можно подтолкнуть, потому что они устали учиться еще в школе.

Сейчас у меня трое детей и при этом я достаточно активно живу социальной жизнью, участвую в различных общественных и благотворительных проектах, работаю бизнес-консультантом. То есть классической мамой, сидящей с детьми дома, когда муж зарабатывает, меня никак нельзя назвать.

А современная государственная школа для меня является чем-то совершенно непонятным. Я никак не возьму в толк, почему именно этот набор информации? Почему считается, что надо учить детей каллиграфически писать, но им не надо быстро набирать на клавиатуре? Есть ли какая-то логика в таком выборе? И это касается множества приоритетов, которые в школе отличаются от реально необходимых для успешной самореализации знаний и навыков. И поэтому оставить своих детей учиться дома для меня было вполне естественным и осознанным решением.

P.S. Приобрести мою книгу "Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия" можно здесь:

http://yurkovskaya.com/homeschooling/

Дата публикации: 26 июня 2014 г.
Считаете, что вашим друзьям это будет полезно? Поделитесь с ними в соцсетях!
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ ПРЯМО СЕЙЧАС и
получите доступ к бесплатным курсам
И КНИГАМ ОЛЬГИ ЮРКОВСКОЙ
зарегистрироваться